Иван А. Ильин (illyn) wrote,
Иван А. Ильин
illyn

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Know-how: «баланс белого»

Предуведомление

Методы (алгоритмы) пользуясь которыми современные цифровые фотокамеры выставляют «баланс белого» мне неизвестны. Для меня «баланс белого» в цифровом фото (точнее было бы «баланс нейтральных тонов») — классическая ситуация «чёрного ящика». Прибора, начинка которого не ясна, зато очевидны входные и соответствующие им выходные данные.

Мне почти всегда кажется, что цвета снимка полученного цифровой камерой потребительского класса можно (и, как правило, это окажется полезным), «по Маргулису» (один из главных публично известных специалистов по цветокоррекции) скорректировать и улучшить. «Почти всегда» — говорит о том, что балансировка нейтральных тонов внутри «чёрного ящика» неидеальна.

Оформленных мыслей о модификации «чёрного ящика» для автоматически выставляемого камерой «баланса белого» — у меня нет, а вот для, того, что сегодня называется, заказного баланса «по белому листу» — есть. В целом подход заключается в использовании при каллибрации, как белых, так серых и почти чёрных контрольных точек. Для каждой из них должна вводится своя поправка независимая от двух остальных.

1. Наклейка

Во-первых, очень простое и дешёвое решение. Рулончик (или пачка) наклеек с полями белого серого и чёрного цветов на каждой. Наподобие 3M’овских желтеньких бумажечек для напоминаний-почеркушек, только предназначенных для иных целей и трёхцветных.

Наклейка лепится на какой-нибудь предмет в месте съёмки и, два варианта:

  • «баланс белого» выставляется по наклейке с помощью внутренних программ фотоаппарата, как сегодня «заказной» баланс выставляется по белому листу или «серой» карте. Программы фотоаппарата считают поправку для каждого из трёх нейтральных тонов. Дальше производится съёмка обычным образом, наклейка может в кадре присутствовать (для дополнительного контроля в будущем) либо нет.
  • Баланс белого выставляется «пипетками» при обработке готового снимка (наклейка в кадре где-нибудь есть) на компьютере, принтере, или машине для печати фотографий в коммерческой фотолаборатории. Как вручную, так и автоматически (если стандартизировать внешний вид наклейки для удобного нахождения её автоматически). Для автоматизации процедуры требуется определённая модификация программ (похожая на реализованный поиск «красных глаз»). Дополнительная, расширенная модификация программ может наклейку стандартного вида из кадра автоматически и удалять.

Наклейки дёшевы в производстве. Один километр наклеек будет стоить производителю долларов 25, если печатать их на обычной бумаге и долларов 50 на специальной (возможно металлизированной?). Экземпляров в километре много. Начинать делать можно — вчера.

На этапе введения наклеек в оборот, хорошо заручится поддержкой какой-нибудь сети фотомастерских. Можно бесплатно вкладывать немного наклеек с инструкцией по их использованию в каждый пакет с отпечатанным заказом.

Наклейку совершенно необязательно каждый раз тратить, иногда это удобно, но иногда достаточно положить пачку, например на стол, подстроить фотоаппарат, убрать пачку наклеек в карман. Можно фотографировать.

2. Объект

Поля на объектах

Вместо наклеек можно использовать уже присутствующий на съёмке объект. Для этого поля 3-ёх нейтральных цветов должны быть нанесены на предмет всегда находящийся около фотоаппарата. Например, для фотокамер больших размеров — поверхность футляра. Для ультра-компактных камер «складные плоскости», например, разворачивающаяся и сворачивающаяся «толщинка» на ремешке для переноски.

Можно наносить контрольные поля на множество мест сразу — на ремень, на сумку, на (запасной) аккумулятор, на карандаш для чистки линз, футляр для флеш-карт…

Хорошо если контрольный объект можно с предмета снять (например, крепить его на держателе «липучке») — помыть, в случае загрязнения, или заменить на новый аналогичный, если старый сильно пожелтел и истрепался.

3. Фильтр

Самая технологически сложная идея, требующая экспериментальной проверки. Баланс белого выставляется по традиционному листу одного цвета (белого), но прошедшего через особый светофильтр. На фильтре находятся 3 поля с разной пропускной способностью:
  1. «незастеклённый» вырез
  2. участок пропускающий половину света
  3. участок почти не пропускающий света

Фильтр с 3-я полями

То есть — 3 контрольные точки (белое, серое, чёрное) для вычисления поправок формируются «виртуально».

Update: Важный момент, о зонах фильтра — как его «раскрашивать», из центра ли как на иллюстрации, полосами ли, точками ли… Получаем мы на измерительном снимке 3 точки или что-то ещё… (резюмируя «красить» можно как угодно, нет — не совсем точки).

Измерительный фильтр может быть выполнен или в традиционной оправе (но без резьбы для крепления на объектив, она не требуется), или, как встроены фильтры нейтральной плотности в некоторых цифровых фотоаппаратах, находится внутри корпуса фотокамеры (с механическим приводом).

Если измерительный фильтр внешний, полезно сделать (это встроенное в know-how know-how) активацию замера (спуск затвора) не кнопкой на корпусе фотоаппарата, а от системы электромагнитных датчиков размещённых на конце объектива (на этом принципе реализованы планшеты Wacom). Фильтр поднесён — выполнен замер (именно по этому не требуется крепление).

Tags: design, hardware, know-how, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments