Иван А. Ильин (illyn) wrote,
Иван А. Ильин
illyn

Category:

Из проекта памятника князю Владимиру Храброму и реконструкции Советской площади

Из конкурсного проекта памятника князю Владимиру Храброму и реконструкции Советской площади в городе Серпухов

  • Скульптор, руководитель проекта: Илья Дюков
  • Архитектор: Вячеслав Дюков
  • Компьютерная графика: Константин Маркунин, Платон Инфанте-Арана, Иван Ильин

Серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый (Донской) 28.07.1354 — 04.05.1410

Историческая справка

Князь Владимир Андреевич Серпуховский: один из выдающихся удельных князей русского средневековья, внук великого московского князя Ивана Даниловича Калиты, сын князя Андрея Ивановича; второе лицо московского княжеского дома периода правления великих князей Дмитрия Ивановича Донского и Василия 1 Дмитриевича; двоюродный брат и сподвижник благоверного князя Дмитрия Ивановича Донского.

Детские и отроческие годы князя Владимира прошли под отеческим наблюдением митрополита Московского Алексия — опекуна княжеской власти при несовершеннолетнем великом князе Дмитрии Ивановиче. За привитые святительским воспитанием многие христианские добродетели юный князь Владимир снискал любовь константинопольского патриарха Филофея (письмо 1370 г.).

На протяжении всей жизни «был полон великой веры и любви» к своему духовному наставнику преподобному Сергию Радонежскому. Являлся единомышленником и собеседником одного из самых просвещенных людей Руси того времени — митрополита Киприана, состоял в общении с «преславным мудрецом» и «философом», знаменитым иконописцем Феофаном Греком.

  • Князь преданно служил великим московским князьям Дмитрию Ивановичу Донскому и его сыну Василию 1 Дмитриевичу. С восьмилетнего возраста Владимир начал участвовать в военных походах. В 14 лет защищал Новгород и Псков от притязаний Тевтонского ордена, ярко проявил себя в походах 1375 года против Твери.
  • В 1379 году успешно воевал против Литвы.
  • В 1380 году на Куликовом поле возглавил командование засадным полком и решил победный исход битвы на Дону. С этого времени стал именоваться Донским и Храбрым.
  • В 1381 году бесстрашно выступил из Волока против многочисленного отряда Тохтамыша и обратил его в бегство.
  • В 1395 году при нашествии Тамерлана и в 1408 году во время набега Едыгея успешно возглавлял оборону Москвы.
  • В 1373 году на месте с. Серпуховское создал город Серпухов и рядом «на Высоком», с благословения преподобного Сергия, монастырь во имя Пресвятой Богородицы, который очень скоро его ктиторским усердием превратился в Центр византизма на Руси. Щедрым покровительством князь способствовал развитию книгописания и приобретению лучших образцов Византийского искусства, в частности, иконописи для возрождающейся после татарского пленения Русской церкви.

На свои средства Владимир Андреевич построил храмы: Святой Троицы в Серпухове, Зачатьевский собор и Покровскую церковь Высоцкого монастыря. Несомненно, помогал своей матери схимонахине Марфе в стройстве кремлевского монастыря Рождества Богородицы «на рву» (1386). На протяжении всей жизни постоянно и щедро благотворил Свято-Троицкой Радонежской обители преподобного Сергия. «Бяше бо князь любяй монастыри и честь велику въздая мнишьскому чину». По размерам своих имений князь Владимир Андреевич Серпуховский превосходил великого тверского князя. Был уважаем и любим поданными как справедливый правитель, покровитель и заступник.

Князь Владимир Андреевич слыл мудрым политиком, стоял за объединение Руси вокруг Москвы на основе самодержавия. В эпоху междоусобных смут стал первым из князей, кто по доброй воле пошел в покорное служение племяннику Василию 1, признав его великокняжеское превосходство и назвав отцом.

Идейно-художественное решение ансамбля

… Образное решение скульптуры продиктовано самой жизнью выдающегося гражданина князя Серпуховского Владимира Андреевича Храброго и формально-пластической стороной задачи, такой как оригинальность и классичность, лаконичность и цельность. Памятник решался с учетом всех возможных видовых точек, поэтому большое значение во время исполнения модели придавалось силуэту.

Памятник князю Владимиру Храброму (фронтальный вид)
Памятник князю Владимиру Храброму (фронтальный вид)

Объем задумывался как организующий пространство, но не подавляющий его, в связи с чем ритмическому строю композиции задано вертикальное направление. Исходя из формальных и идейных предпосылок, фигура решена в гармонически правильных, чуть вытянутых пропорциях. Князь стоит во весь рост, наклон головы, положение рук и сама постановка фигуры выражают характер и внутренний духовный мир героя, воспитанника святителя Алексия, духовного чада преподобного Сергия Радонежского, доблестного воина и боголюбивого заступника Руси.

Идейный образ князя характеризуется тремя составляющими: князь-созидатель, князь-защитник, князь-христианин. Скульптурный образ — уподоблен столпу. Согласно традиции изображения русских князей, одежды на нем — византийские: припоясанный хитон, поверх которого символ военноначалия — плащ (гимантий), застегнутый на плече фибулой. Одежды князя Владимира отделаны орнаментом (на рабочей модели не указан). На груди — панагия — изображение Божьей Матери. Русские князья обычно носили крест-мощевик, либо панагию. В данном случае выбрана панагия, так как Владимир Андреевич Богородицу почитал особо.

Макет памятника князю Владимиру Храброму, скульптор: Илья Дюков
Макет памятника князю Владимиру Храброму
Cкульптор: Илья Дюков

Важным акцентом скульптуры является символ великокняжеского рода — великомученик Георгий Победоносец, изображенный на тыльной стороне плаща. Герб города Серпухова с павлином появился значительно позже, и поэтому в композиции не представлен. Согласно древней традиции изображения русских князей, в правой руке Владимир держит копье, как символ воинской доблести героя-защитника. В левой руке князь держит храм — символ созидателя великого православного Русского государства.

Князь строг, сосредоточен и величественен. Выражение лица вдумчиво-спокойное; пропорции правильные, немного вытянутые, характерные для представителей рода Рюриковичей. Волосы коротко острижены, как и принято было в те времена. Голова князя не покрыта и наклонена вперед в знак покорного служения Богу и великим Московским князьям.

Существенной особенностью памятника является его архитектурно-пластическое решение. Постановка композиции симметрична. Хитон со складками подобен каннелированной колонне, горизонтальные складки плаща — карнизу, треугольник плечевого пояса и головы подобен фронтону.

Административная площадь (Советская)

Советская площадь, чертёж (изометрия)
Советская площадь, чертёж (изометрия)

Окружающая застройка невелика. Ее высота выгодна для масштабного решения монумента. Ориентация площади относительно остального города и, в частности его исторической застройки, очень выгодна, благодаря улице Советской, которая прямым лучом связывает обе части — старую и новую. Улица включает в себя, практически, все временные этапы застройки города. Монумент на Советской площади может быть легко включен в туристический маршрут по городу. Это одно из самых посещаемых мест горожанами.

Советская площадь, 3D-модель
Советская площадь, 3D-модель

Советская площадь (центр площади), 3D-модель
Советская площадь (центр площади), 3D-модель

Точка размещения монумента находится на перекрестке улиц Советской и Дж. Рида в месте повышения рельефа. Ориентация фасада памятника — по оси улицы Советской, которая подобно пандусу поднимается в направлении к монументу. В области расположения скульптуры происходит перелом рельефа и его дальнейшее понижение (перепад высот от выбранного места до ДК «Россия» составляет 1 м). Обозрение монумента доступно со всех точек, т.е. круговое.

Памятник князю Владимиру Храброму (вечернее освещение)
Памятник князю Владимиру Храброму (вечернее освещение)

Советская площадь (вид на центральный фонтан с улицы Советской), 3D-модель
Советская площадь (вид на центральный фонтан с улицы Советской), 3D-модель

Достаточно высокое место размещения памятника, а также его собственная высота позволят видеть его четко читаемый силуэт на очень большом расстоянии, что обогатит всю Советскую улицу, придаст ей торжественный вид и обеспечит монументу доступность визуального восприятия с учетом движения транспорта и пешеходов.

Найти в городе место более выгодное с точки зрения освещенности трудно. В течение всего дня солнце освещает скульптуру. Искусственное (ночное) освещение может быть обеспечено с крыш домов, обрамляющих площадь со стороны улицы Джона Рида.

Генплан
Советская площадь (Генплан)

Дополнительно — serpuhov: Видео-ролик: князь Владимир Андреевич Храбрый и реконструкция площади его имени.

Tags: design, user work, Серпухов, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments